Альберт Васильевич Безъязыков, Народный учитель Тувы, член Общественной палаты республики: «Провести форум или конференцию и обсудить основные задачи по развитию республики – это хорошая идея»

И в этом я абсолютно солидарен с Главой Тувы. Действительно, периодически нужно встречаться, анализировать то, что есть и что должно быть, предлагать для реализации новые идеи, делать какую-то сверку часов… Может быть, даже спорить, не соглашаться,идти на компромиссы, вместе искать решения — все это жизненно необходимо для любого общества, любой территории.

Сегодня очень много делается для развития, в том числе и в образовании. Нельзя не отметить это, но все же для дальнейшего поступательного движения нужно постоянно думать о том, куда идем, к чему мы стремимся и что получим в итоге. И в этом отношении я бы хотел обратить внимание на некоторые моменты, которые нам нужно продумать на будущее.

В первую очередь, речь идет о техническом оснащении школ. Масштабная компьютеризация позволила обеспечить техникой все школы республики, практически везде появился интернет – это хорошо для учебного процесса в целом: как для учителей, так и для учащихся. Кстати, в числе первых учебных заведений, получивших компьютерные классы, был КЦО «Аныяк», который возглавлял в течение многих лет. К нам приходили заниматься школьники, получить опыт педагоги… Сейчас везде есть разного рода учебная техника, и это здорово. Но в век стремительного развития информационных технологий машины и программы очень быстро, буквально за 2-3 года устаревают. К сожалению, обновления нет, или оно носит частичный характер, что в конечном итоге будет отражаться на результатах обучения детей. Сейчас мы пока не ощущаем этого, но в ближайшие годы, думаю, вопрос станет ребром.

Между тем уже острой становится проблема оснащения школ машинами для занятий роботехникой. Этот предмет ввели в некоторых школах, но, например, учителя имеется всего 4 комплекта для работы, а приходит на урок 20 человек. И как учить? А ведь дети очень интересуются робототехникой! Мы все знаем, что в образовании республики по инициативе и призывам Главы Тувы Шолбана Валерьевича акцент сделан на подготовку учащихся к получению инженерно-технических специальностей, и это правильное решение для будущего Тувы. Однако мы не достигнем результата, если не продумаем стратегию поэтапного технического оснащения школ в этой сфере, может быть в рамках различных федеральных программ.

Эта проблема важна и в другом аспекте. В советский период наши школы были более профильно-технически направленными, те же уроки труда давали достаточно прикладных навыков и знаний. На некоторое время эта часть работы школы была утрачена из-за ориентации на американскую модель обучения. Теперь мы постепенно возвращаемся к своему положительному опыту: на уроках технологии дети учатся и работают в школьных мастерских. Но ведь и здесь нужно техническое обеспечение, оборудование!

Приведу в пример опять КЦО «Аныяк»: на профиль «Автодело», которое готовит водителей категории «В» и учит обслуживать автомашину, приезжают обучаться дети с нескольких городских школ, где нет своей базы мастерских. Однакотехника у нас уже устарела, учатся на «Жигули», приобретенных еще в 90 годах прошлого века, про виртуальные тренажеры и речи нет. То же самое можно сказать о профилях «Кулинария», «Швейное дело» и других.

Как человек, много лет проработавший в образовании, считаю, что новые строящиеся школы должны быть не очень большими – рассчитанными на число учеников не более 1 тысячи, даже это много…Ведь школа — это особый, живой организм, где обучение и воспитание должны идти от сердца, и где директор не просто менеджер, а учитель, знающий всех своих детей в лицо.

Хочется, чтобы при строительстве в школах обязательно предусматривались актовый зал, мастерские и спортзал. Вот в «Аныяке» уже 16 лет дети занимаются физкультурой в актовом зале. Мы пытались решить этот вопрос всеми возможными путями, но пока безрезультатно. На возведение пристройки средств нет, арендовать в определенные часы спортзалы в спорткомплексах города дорого, да и не дают их – нет свободного времени. Учителя выходят из положения, ориентируясь на виды спорта, которые не послужат причиной для сильного износа пола – актовый зал находится на третьем этаже, под ним располагается швейных цех, там занимаются девочки. А здание, как всем известно, одно из старейших в городе.

Что еще важно, так это анализ в образовании тех процессов, которые по тем или иным причинам запускаются. Например, проведена централизация финансирования и расходования средств, готовится централизация хозяйственных служб. Возможно, как следствие — положительный эффект от таких мер есть в виде экономии бюджетных денег, но каков итог это для школы? Не возникает ли у нее дополнительных проблем и препятствий? Здесь нужен глубокий анализ, так же как и по другим направлениям. Ведь задача школы – прежде всего, обучение и воспитание. Педагогов не должны отвлекать на решение финансовых, хозяйственных идругихзадач и участие в не относящихся к их непосредственной работе мероприятиях. Отмечу, что в последнее время, благодаря принятым властями мерам, у учителей стало гораздо меньше бумажной работы, и это радует.

В меру своих возможностей я готов подключиться к разработке проектов и определению задач в образовании республики на ближайшие годы. Глава Тувы абсолютно прав в том, что необходимо составить команду неравнодушных людей и сформировать общий порядок действий.

Автор публикации

не в сети 3 месяца

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 99Регистрация: 21-04-2017