Форум: образование – не статья затрат, а вид инвестиций

Деловая программа площадки «Развитие человеческого капитала» включала работу секций «Роль образования в формировании человеческого потенциала Республики Тыва на современном этапе», «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения», «Импульс социальных изменений», «Роль культуры в формировании человеческого капитала».

На площадке образования экспертами выступили директор Фонда содействия продвижению русского языка и образования на русском языке, к. полит. н. Алексей Войтенок, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, профессор кафедры философии и культурологии Института управления ХГУ имени Н.Ф. Катанова, д. филос. н. Лариса Анжиганова.

Участников форума приветствовали первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Органа Натсак и депутат Государственной Думы Российской Федерации Мерген Ооржак, выразившие уверенность, что материалы работы секции лягут в основу стратегии развития республики, поскольку образование сегодня воспринимается не как статья расходов, а как вид инвестиций. Программу развития образования республики до 2030 года представила министр образования и науки Тувы Татьяна Санчаа. Некоторые предполагаемые результаты стратегии в области образования: школьники получают образование высокого качества; в коррекционных школах образование достаточное для приобретения рабочих специальностей; выпускники техникумов и других СПО готовы к предпринимательской деятельности и созданию объектов среднего и малого бизнеса; научные исследования и разработки, особенно в области педагогики, позволяют восполнить дефицит учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В идеале система образования Тувы должна обеспечить 100-процентную доступность дошкольного и дополнительного образования и работу школ в одну смену. Задачи для достижения этих целей – введение проектного и электронного управления; подготовка современных педагогических кадров; создание кластеров с единым образовательным пространством; разработка единого норматива финансирования образовательных организаций; обеспечение объективного контроля качества образования и др.

Развивая тему «О вкладе образования в развитие человеческого капитала территории», Сергей Косарецкий дал краткий анализ российского образования в контексте международных индикаторов и отметил, что Россия стоит перед задачей капитализации человеческого потенциала, являющегося ресурсом экономического роста. Масштаб и «профиль» человеческого капитала должны отвечать требованиям рынка труда. Сформировать человеческий капитал нужного «профиля» должна система образования. В сегодняшних условиях это сложно: несмотря на ряд положительных тенденций (увеличился охват детей дошкольным образованием, в общем образовании резко сократилось число аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта, выросла доля детей, охваченных программами дополнительного образования), для соответствия нормативов оплаты в субъектах РФ федеральным нормативам не хватает 207 млрд. рублей ежегодно. Эксперт дал ряд практических рекомендаций, разработанных на основе анализа ситуации в регионах. Акцент в Стратегии 2035 делается на раннее развитие детей (с 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых. Задачи – обеспечить образовательную успешность каждого ребенка; сформировать современную грамотность (технологическую, информационную, финансовую, медицинскую), обеспечить возможность получения среднего профессионального образования. Было сказано о необходимости развития интегрированных служб сопровождения раннего развития детей, гарантированной возможности бесплатного годичного предшкольного образования для каждого ребенка, включения в штат школ психологов, социальных педагогов для дополнительных занятий с отстающими, адресной поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, индивидуальной помощи отстающим и детям из малообеспеченных семей. Условия – мы руководствуемся консолидирующей идеей будущего детей, совершенствуем систему оценки качества, вовлекаем в процесс общество.

Говоря о человеческом капитале как факторе развития региона следующий лектор Алексей Войтенок рекомендовал усилить программы обучения русскому языку; увеличить программы дополнительного образования учетом плана реализации программ СПО; программы СПО выстроить с учетом интереса регионального бизнеса и плана инвестиционных проектов до 2030 г.; расширить реализацию программ практикоориентированного обучения предпринимательству; включиться в проекты онлайн-образования «Образование на русском» https://pushkininstitute.ru/

Подтвердивший наличие проблемы, нужность обучения, чтения и говорения на русском языке ветеран образования Петр Морозов поднял вопрос о судьбе национальной школы. Больной вопрос, и выступление профессора Ларисы Анжигановой было именно о нем: этнический капитал как ресурс развития этноса. Каково этническое самочувствие хакасского, алтайского и тувинского народов? – «Тувинский народ имеет возможность не бояться за свою судьбу, алтайцы беспокоятся, а хакасы уже не беспокоятся». По данным статистики в национальной структуре населения Хакасии хакасов всего 12,1 процента. Это исключает возможность комфортной языковой среды и ведет к потере потребности в ней. 30,6 процента алтайцев в Республике Алтай озабочены проблемой, мотивированы и имеют политическую поддержку. «Мы – народы, укорененные в родную землю, она для нас – Родина, сакральное место, место силы и особой энергетики». Говоря научным слогом, этнический капитал – это совокупность объективно существующих ресурсов сохранения и развития этноса как субъекта. Субъектность этноса – способность к самопознанию, самоопределению и саморазвитию, а цель развития субъектности этноса – сохранение этнической идентичности, закрепление этнической солидарности, адаптация к модернизационным процессам и в итоге – обретение этносом целостности во времени и пространстве. Параметры этнического капитала: национально-государственный статус; географический и геополитический факторы; состояние и качество природной среды обитания; доля в общем населении региона; особенности политической жизни (вовлеченность во власть или отчуждение от нее; в т.ч. этнические формы самоуправления); структура экономики и экономическая активность этнофоров; качество социальных программ; баланс социальных сил; состояние этнической культуры, в первую очередь, языка; состояние религиозного сознания, отношений и институтов; исторические особенности развития. Сделать выводы может школьник.

Профессор Анжиганова высказала почти крамольное суждение: экономика для экономики – это ноль. Если бы огромное количество поколений, что жили до нас, руководствовались лишь своим благополучием – что осталось бы нам? Но они жили для рода, сохраняя язык, культуру, традиции, историческую линию. Жизнь человеческого сообщества не может заключаться лишь в производстве и потреблении материальных благ. Экономику, культуру, образование нужно развивать не для себя, а для сохранности народа.

Тувинский государственный университет считает своей миссией создание центра подготовки высококвалифицированной и востребованной на региональном рынке интеллектуальной элиты, в том числе подготовку и комплектование элитных инженерно-технических трудовых ресурсов. Уже создано ключевое начальное звено – университет для детей дошкольного возраста с 4-х лет и школьников. Стратегическая задача Детского университета – популяризация технической мысли, повышение имиджа инженерных специальностей и развитие инженерного творчества. Предусмотрено создание физико-математической школы, курсов «Волшебные пальчики» и «АБВГДей-ка», школы родного и иностранного языков; создание сети юношеских специализированных научно-исследовательских школ; развитие олимпиадного движения для школьников.

Планируется открытие новых направлений подготовки по инженерным специальностям. Образовательные программы будут адаптированы для крупных работодателей («Тувинская горнорудная компания», «Межегейуголь», «Лунсин», «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», «Тардан Голд», Артель старателей «Ойна», «Бэнконс», «Тываэнерго», «Кызылская ТЭЦ», «Восток», «Еврострой», «Элитстрой», «Тувастрой»).

Для включения в стратегию развития университет предлагает: создание регионального технопарка; развитие детского университета; развитие системы непрерывного образования «Образование через всю жизнь»; развитие массового спорта и физической культуры через движение ГТО.

Предложения в стратегию развития образования до 2030 года сделаны, и многие из них касаются продолжения уже действующих в Туве проектов, направленных на сбережение людей.

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 99Регистрация: 21-04-2017